Персональный сайт

учителя русского языка и литературы

Пановой Галины Афанасьевны

Полезный совет

 

  

Орфография без правил,

             или методика повышения грамотности школьников

Мы знаем одну звуковую форму слова – орфоэпическую.  Русское литературное произношение, возникшее на основе московского наречия, далеко расходится с написанием. Например, словосочетание «помог ему» в литературном языке произносится приблизительно так: «памок йиму». Произношение деформировано, поэтому точно его записать невозможно. Такая речь доставляет много хлопот, и мы вынуждены её распутывать при помощи правил, чтобы верно написать слова. Для многих такой вариант непосилен, и они остаются за  «бортом» грамотности.

А что, если пойти по другому пути и читать так, как написано слово? Следовательно, одно и то же слово может быть произнесено по-разному, то есть орфоэпически и орфографически – так, как говорим, и так, как пишем. Разница между этими двумя видами чтения велика. При орфографическом чтении главное – чёткое произношение, запоминание состава звуков. Это читается медленно, монотонно.

При орфоэпическом чтении картина иная:  чтение должно передать мысли и чувства, слова сливаются в фонетические комплексы, некоторые звуки неясны, только ударный слог выделяется на фоне безударных,  и скорость высока – это, конечно, важно для передачи информации.

Первые шаги орфографического чтения наблюдаются только в первом классе. А дальше всё – вверх тормашками. Это сколько надо знать правил, чтобы с их помощью исправлять деформированные слова в произношении.

А почему бы не использовать орфографическое чтение при обучении правописанию?  Без слов ясно: мешает страх перед нарушением норм литературного произношения.

Но практика показывает, что дети,  хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше и обычным – орфоэпическим. Для подтверждения этой мысли можно привести пример из воспоминаний московского педагога П.С.Тоцкого: «В 1986 году я привёл внука в лабораторию русского языка при АПН СССР. Ему было неполных семь лет, он не умел писать. Зато читал много. С собой мы принесли три книги: «Легенды и мифы Древней Греции», «Рассказы о животных» и «Историю средних веков» для 6 класса. Я читал, а он повторял так, как надо писать. По трём книгам мальчик произнёс фразы без единой ошибки! Сотрудники лаборатории были удивлены».

Значит, оба способа чтения не исключают, а дополняют друг друга. И желательно по этой методике заниматься с детьми трёхлетнего возраста. Почему? Потому, что именно у таких детей на высоком уровне работает процесс звукового подражания взрослым. С этого возраста им необходимо дать разнообразие доступных слов. Произносить их, не спеша,  орфографически и фонетически. Главная цель не только познавательная, она заключается и в усвоении звуковой формы слова. Малыши должны повторять вслед за взрослыми, а не только слушать.

При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится чётко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти.  Все служебные слова читаются раздельно. Они часто повторяются, и после нескольких тренировок дети начинают воспринимать их самостоятельность.

Например, сказка «Гуси-лебеди». «Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорит мать, - мы пойдём на работу – береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали. Посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…».

         Первые шаги обучения орфографическому чтению можно проводить и с отдельными словами. Например, по словарю, где слова начинаются  с одной и той же буквы:

   килограмм

   километр

   кинжал 

   кинотеатр

   киоск

   кипятить

   кирпич

   кисель

Для усвоения грамматической формы слова «в действии» можно использовать чтение фразами. Закономерности в согласовании, управлении, примыкании усваиваются практически, не требуется никаких пояснений по поводу правил соединения слов между собой. Например:

буду через некоторое время

так не хочется расставаться

не был на уроке математики

ни капельки не жаль

произведено сильное впечатление

и вот затеяли игру с мячом

заяц принимается за капусту

на горизонте увидел мельницу

никакие испытания не заставят

ещё раз увидим своими глазами

что-то бормочет про себя

Двойное чтение вслед за учителем является необходимым  условием для успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса.

Правила нужны как теоретическая часть правописания. Мы должны написать слово по правилам,   потом произнести его орфографически несколько раз, и оно остаётся в памяти движений артикуляции. (Если слово не будет произнесено орфографически, то запомнить его написание не поможет ни шрифт, ни размер, ни цвет букв). Зрение является только средством, с помощью которого доставляется информация на мельницу артикуляции.

Моторика, то есть движение руки, тоже не влияет на грамотность. Рука фиксирует уже готовое, приобретённое произношение. Следовательно, дети умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее.

Орфографическое чтение должно проводиться на всех уроках, так как каждый предмет имеет свою специфическую лексику, и её надо освоить.

Так, например, на уроке математики решается задача. Её надо сначала освоить лексически: математические термины трудны и в произношении, и в правописании, особенно числительные.

На орфографическое прочтение и повторение уходит не более двух минут. А что произнести таким способом, решает учитель.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 29.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»